Управление транспортным средством без одного или двух регистрационных знаков

Два противоположных разъяснения Верховного Суда по привлечению к ответственности водителя за управление транспортным средством, на котором один номер отсутствует или установлен с нарушением требований ГОСТа Р 50577-93.

Водитель помещает номер или оба номера за стекло и даже не подозревает, что движение с таким нарушением подразумевает серьёзную ответственность вплоть до лишения права управления на несколько месяцев.

Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам, устанавливаемым на транспортные средства, определены ГОСТом Р 50577-93.

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Первое разъяснение Верховного Суда 2006 года

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 года утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года.

Вопрос 9: Состав какого административного правонарушения образует управление транспортным средством при отсутствии одного из двух регистрационных (номерных) знаков, предусмотренный частью 1 или частью 2 статьи 12.2 Коап РФ?

Ответ: Частью 1 статьи 12.2 Коап РФ установлена административная ответственность за управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, а именно предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

Частью 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков и влечет наложение административного штрафа в размере двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Согласно п.2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.

В соответствии с п. И.1 Приложения И к ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», (утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации 19 ноября 2001 года N 465-ст) на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах должны быть предусмотрены места для установки одного переднего и одного заднего регистрационных знаков.

Следовательно, согласно требованиям государственного стандарта на транспортном средстве должны быть установлены два государственных регистрационных знака в предусмотренных для этого местах.

Часть 2 статьи 12.2 Коап РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, то есть без двух (переднего и заднего) номерных знаков. Отсутствие же одного номерного знака не образует состава административного правонарушения по части 2 указанной выше статьи. Управление транспортным средством с одним регистрационным знаком затрудняет только идентификацию такого автомобиля.

Исходя из изложенного выше управление хотя и зарегистрированным транспортным средством, но с одним регистрационным знаком является нарушением требования государственного стандарта, регулирующего вопрос установки государственных регистрационных знаков. С учетом того, что один из регистрационных знаков доступен для обозрения, такое правонарушение следует квалифицировать по части 1 статьи 12.2 Коап РФ.

Второе разъяснение Верховного Суда 2012 года

C 9 февраля 2012 года были внесены изменения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 18 от 24 октября 2006 года. Мнение Верховного Суда изменилось кардинально.

При квалификации по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ действий лица следует руководствоваться примечанием к статье 12.2 КоАП РФ, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака. По данной норме подлежат квалификации также действия, выразившиеся в управлении транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта. Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТом Р 50577-93.

При квалификации действий лица по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что объективную сторону состава данного административного правонарушения, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством:

без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них);

при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них);

с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).

Заключение

В соответствии с последним разъяснением Верховного Суда езда с одним номером или номером, который установлен не по ГОСТу, предусматривает ответственность по части 2 статьи 12.2 Коап РФ.

Если номера или номеров нет там, где они должны быть, то нет смысл помещать их за стекло, можно спокойно убрать в багажник - всё равно вас привлекут по части 2 статьи 12.2 Коап РФ.

Если же номер утерян и восстановить его никак невозможно, то я бы изготовил его сам. В таком случае был бы хоть какой-то шанс квалификации нарушения по части 1 статьи 12.2 Коап РФ, так как номер нестандартный.

Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам, устанавливаемым на транспортные средства, определены ГОСТом Р 50577-93.

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Ответственность водителя в случае ДТП с животным

Новые тарифы ОСАГО после 5 сентября 2020 г.

Объезд автобуса (троллейбуса) через сплошную линию разметки

Перевёрнутые номера вне закона

Грубые нарушения ПДД могут учитываться при оформлении полиса ОСАГО после 24 августа 2020 г.



Комментарии (1)

Первое разъяснение Верховного Суда 2006 года четко аргументировано, выполнено на высоком профессиональном уровне. В нем точно определено различие между управлением т.с. без номеров и управлением т.с. с одним номером — это невозможность идентификации т.с. в первом случае и всего лишь незначительное затруднение идентификации во втором.

Второе разъяснение 2012 г. — полная противоположность первому. Те, кто его готовил, совершенно не обременяли себя попытками вникнуть в существо вопроса, просто "играли" словами и фразами, в результате чего получили неподдающуюся никакой логике бессмыслицу.

Добавить комментарий

Поле "Ваше имя" можно оставить пустым.

Реестр залогов и приставы
LiveInternet