Пропуск скорой помощи на красный сигнал светофора

Водитель остановился на красный сигнал светофора, а сзади подъехал автомобиль скорой помощи с включёнными световыми и звуковыми сигналами.

В пункте 3.2 Правил указано, что водитель обязан уступить дорогу.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

В пункте 1.2 Правил указано, что водитель не должен делать.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Как видите, пункт 1.2 Правил не даёт ответа как действовать в подобной ситуации.

Ответственность за проезд на запрещающий сигнал светофора предусмотрена частью 1 или 2 статьи 12.12 Коап РФ.

Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если водитель не уступит дорогу автомобилю скорой помощи, то наступит ответственность по части 2 статьи 12.17 Коап РФ.

Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года.

Вероятно, правильнее всего сравнивать ответственность водителя по части 1 статьи 12.12 и по части 2 статьи 12.17 Коап РФ. По части 3 статьи 12.12 Коап РФ наступает ответственность лишь при повторном нарушении в течении года.

Проезд на красный сигнал светофора в таком случае подразумевает ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей. Если же не уступить дорогу автомобилю скорой помощи, то ответственность предусмотрена в виде штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей или лишения права управления на срок от трёх месяцев до одного года.

С учётом этого, водителю выгоднее безопасно проехать на красный сигнал светофора, чем не уступить дорогу автомобилю скорой помощи.

В статье 2.7 Коап РФ указано, что действия водителя в состоянии крайней необходимости не являются административным правонарушением.

Статья 2.7. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Очевидно, что законодатель считает более серьёзным нарушением непредоставление преимущества автомобилю скорой помощи, чем проезд на красный сигнал светофора - об этом можно судить по ответственности водителя в том и другом случае.

Другими словами, водитель, проехав на красный сигнал светофора, причиняет меньший вред охраняемым законом интересам, чем если бы не уступил дорогу автомобилю скорой помощи.

Точно такая же логика работает в отношении автомобилей полиции, пожарной службы и т.п.

Не стоит воспринимать эту статью как руководство к действию. Здесь всего лишь обозначена такая проблема, как отсутствие алгоритма действий водителя в подобных ситуациях.


Добавить комментарий

Имя можно не указывать. Содержащий ссылку комментарий будет опубликован после проверки.

Реестр залогов и приставы
LiveInternet