Срок службы автомобильного аккумулятора

Использована информация из РД-3112199-1089-02 "Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков".

Нормы разработаны Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ).

По тексту автомобиль - автотранспортное средство, погрузчик - автопогрузчик, стартерная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея - аккумуляторная батарея или АКБ.

Сроки службы АКБ автомобилей и погрузчиков

Нормативы предназначены для использования владельцами автомобилей и погрузчиков при определении моментов списания АКБ.

Применение нормативов обеспечит повышение степени использования ресурса аккумуляторных батарей и улучшение контроля за правильностью их эксплуатации.

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы до списания аккумуляторных батарей автомобилей и погрузчиков при типовых условиях эксплуатации. Они должны использоваться владельцами эксплуатируемых автомобилей и погрузчиков при организации учёта выработки ресурса АКБ, при оценке их остаточной ёмкости и для решения вопросов определения допустимости списания или необходимости продолжения эксплуатации АКБ.

Таблица 1

Типовые нормы сроков службы АКБ

------------------------------------

<*> При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи.

Нормы сроков службы заданы в годах, начиная с даты введения АКБ в эксплуатацию. Списание АКБ допускается при условиях выполнения установленной наработки согласно таблице 1 и при невозможности восстановления АКБ зарядом, после выявления признаков неисправностей, указанных в Приложении 1.

При выполнении автомобилем установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или погрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание аккумуляторных батарей, приведена в Приложении 1.

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы АКБ для 1-й категории условий эксплуатации автомобилей и погрузчиков в умеренном климате, при невысокой интенсивности их эксплуатации, в предусмотренных изготовителем нормальных нагрузочно-временных условиях работы батареи. При этом интенсивность эксплуатации автомобилей определяется средним годовым пробегом, а погрузчиков - средней годовой наработкой в моточасах.

Сроки службы АКБ, эксплуатируемых на автомобилях в более жёстких условиях эксплуатации, или в более суровых природно-климатических условиях, либо в особо жестких нагрузочных режимах с повышенной нагрузкой по току разряда, с более глубоким разрядом и (или) с большей повторяемостью цикла заряд-разряд, следует устанавливать путем индивидуального корректирования типовых норм в сторону смягчения.

Для назначения таких смягченных норм, индивидуальных для конкретных автомобилей и погрузчиков, предусматривается следующая процедура корректирования.

Владельцы или должностные лица, ответственные за эксплуатацию автомобилей и погрузчиков, в зависимости от условий эксплуатации автомобилей, погрузчиков и установленных на них АКБ, принимают решение о допустимости применения типовых норм или необходимости их индивидуального корректирования. Величины среднего годового пробега автомобилей и погрузчиков, при превышении которых рекомендуется корректирование типовых норм пробега АКБ, указаны в таблице 2.

Таблица 2

Годовая наработка автомобилей и погрузчиков, при которой допускается применение типовых норм сроков службы АКБ

Для получения индивидуальных норм владельцам или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автомобилей и погрузчиков, работающих в жёстких природно-климатических условиях и нагрузочных режимах, следует обращаться к Министерству транспорта России (НИИАТу). Предусмотрено выполнение такого корректирования на договорной основе для каждого владельца транспортных средств индивидуально.

В частности, проведение индивидуальной корректировки типовых норм сроков службы АКБ для определенных автомобилей и погрузчиков целесообразно в следующих случаях:

- при эксплуатации в районах с холодным, очень холодным, жарким и очень жарким климатом;

- при эксплуатации автомобилей и погрузчиков с повышенной интенсивностью в течение суток или года;

- при эксплуатации автомобилей и погрузчиков с повышенной частотой остановок или долей времени работы в режиме холостого хода двигателя;

- при оборудовании автомобиля (погрузчика) изготовителем или при эксплуатации уже после его регистрации в ГИБДД дополнительными мощными потребителями электроэнергии, суммарная потребляемая мощность которых на любом из непрерывных или периодических режимов функционирования сопоставима со средней мощностью потребителей базовой комплектации.

Приложение 1

Технология определения и признаки неисправностей, с которыми допускается списание АКБ

Списание АКБ допускается при ухудшении их стартерных характеристик ниже установленного предельно допустимого уровня по ГОСТ 951-91 и невозможности восстановления этих характеристик зарядом аккумуляторной батареи.

Для проверки емкости аккумуляторной батареи выполняют следующие работы:

проверяют соответствие уровня электролита предусмотренному инструкцией по эксплуатации аккумуляторной батареи (на 10 - 15 мм - для батарей российских изготовителей и на 20 - 45 мм - для батарей зарубежных изготовителей выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов) посредством прямого измерения уровня электролита в аккумуляторах батарей, снабженных пробками для заливки электролита, или по приведенной далее методике для батарей, не оборудованных пробками;

при необходимости доливают дистиллированную воду в аккумуляторы батарей, снабженных пробками для заливки электролита (на предприятиях, располагающих квалифицированными аккумуляторщиками, допускается сверление корпусов батарей, не оборудованных пробками, и доливка дистиллированной воды до нормативного уровня через сделанные отверстия);

проверяют температуру и плотность электролита; плотность электролита должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице П1, для соответствующих температурных условий эксплуатации аккумуляторной батареи и с учетом фактической температуры электролита согласно таблицы П2;

заряжают аккумуляторную батарею до наступления обильного газовыделения во всех аккумуляторах, когда напряжение на полюсных выводах и плотность электролита не изменяются в течение 2 часов. В конце заряда, если плотность электролита с учетом температурной поправки отличается от нормативной, производят корректировку плотности доливкой в аккумуляторную батарею дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотностью 1,4 г/куб. см (доливать в аккумуляторы неразбавленную серную кислоту запрещается);

через 2 часа после корректировки плотности электролита в аккумуляторной батарее повторно измеряют температуру и плотность электролита и при необходимости производят корректировку плотности дистиллированной водой или раствором серной кислоты;

полностью заряженную аккумуляторную батарею проверяют нагрузочной вилкой (например, Э 107 или Э 108) или на стационарной установке для заряда и проверки батарей при продолжительности заряда 5 - 7 с. При величине напряжения на полюсах батареи в конце проверки ниже 9,6 В аккумуляторную батарею следует списать.

Таблица П1

Плотность электролита для различных климатических зон и времен года

Поправки к показаниям денсиметра в зависимости от температуры электролита

Методика проверки уровня электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита

Уровень электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита, проверяют косвенно, путем расчета по результатам взвешивания аккумуляторной батареи и на основе каталожных данных изготовителей по характеристикам батарей.

Снижение уровня электролита в аккумуляторах приводит к снижению массы батареи по сравнению с установленной изготовителем начальной массой новой батареи. Для расчета величины снижения уровня электролита используют соотношение:

где:

ДЕЛЬТА h - снижение уровня электролита в батарее, см;

М0 - начальная масса новой аккумуляторной батареи, г;

Мф - фактическая масса аккумуляторной батареи, г;

S - площадь "зеркала" электролита в батарее, кв. см;

p - удельная масса электролита в батарее, г/куб. см;

k = 6 - число аккумуляторов в батарее.

Сведения о начальной массе М0 батарей разных моделей и изготовителей приводят в каталогах (см).

Величину фактической массы Мф батареи определяют взвешиванием с погрешностью не более 1%.

Площадь "зеркала" электролита в аккумуляторах устанавливают по данным изготовителя батареи в эксплуатационной документации.

В качестве удельной массы электролита в батарее используют ее нормативное значение p = 1,24 г/куб. см.


Добавить комментарий

Имя можно не указывать. Содержащий ссылку комментарий будет опубликован после проверки.

Реестр залогов и приставы
LiveInternet