Объезд пробки по полосе встречного движения
Некоторые водители предпочитают объезжать пробку по полосе встречного движения. Обгон в таких местах не запрещён. Является ли такой манёвр нарушением Правил, а если является, то какая ответственность предусмотрена.
По Правилам дорожного движения такой манёвр называется обгоном, а не объездом, так как затор не является препятствием.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
"Обгон" — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
"Препятствие" — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
В соответствии с пунктом 11.2 Правил, водитель не имеет права начинать обгон, если не сможет его завершить без создания помех обгоняемому транспортному средству.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
При этом под завершением обгона понимается полный возврат на ранее занимаемую полосу, а не частичный.
"Обгон" — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Если водитель не смог вернуться на ранее занимаемую полосу, то нарушил требования пункта 11.2 Правил и ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. При этом оценивается именно возможность возврата, а не попытка.
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Если нарушение было зафиксировано техническими средствами, например, с использованием видеокамеры, то водителю будет назначен штраф в размере 5000 руб. Если оплатить штраф в течение 20 дней, то можно оплатить половину суммы.
Если водитель в течение предыдущего года уже привлекался к ответственности по части 4 статьи 12.15 Коап РФ, то будет привлечён к ответственности по части 5 этой же статьи.
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В этом случае возможность уплаты половины штрафа исключена.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 20 от 25 июня 2019 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также указано, что при нарушении требований пункта 11.2 Правил наступает ответственность по части 4 статьи 12.15 Коап РФ.
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:
г) не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон; маневр обгона также запрещен, если по его завершении водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 ПДД РФ);
Если же водитель не создал помех и опасности для движения обгоняемому транспортному средству, то нарушения Правил нет.
[ads3]
Также давайте рассмотрим случай, когда водитель имел возможность возврата на ранее занимаемую полосу, но при перестроении, например, из-за невнимательности, всё же создал помехи обгоняемому транспортному средству.
В таком случае водитель нарушил только требования пункта 8.4 Правил.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 3 статьи 12.14 Коап РФ.
Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
3. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
В некоторых случаях водитель обязан держать такую дистанцию между своим и движущимся впереди транспортным средством, которая позволила бы обгоняющим его транспортным средствам без помех возвращаться на ранее занимаемую полосу.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
[ads4]
Для каких транспортных средств установлено ограничение скорости вне населённых пунктов указано в пункте 10.3 Правил:
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;
междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах — не более 90 км/ч;
другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не более 60 км/ч;
транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч.
Примечание. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1, и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
Так выглядит ситуация с объездом пробки по полосе встречного движения. Будьте внимательны и не нарушайте Правила.
Метки: СТАТЬИ
5 комментариев
Немного противоречие вышло:
>>Также давайте рассмотрим случай, когда водитель имел возможность возврата на ранее занимаемую полосу, но при перестроении, например, из-за невнимательности, всё же создал помехи обгоняемому транспортному средству.
В таком случае водитель нарушил только требования пункта 8.4 Правил.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Это же не перестроение, а обгон. И обгоняемое ТС не должно препятствовать обгону
Согласен с Александром. Читайте внимательней: По завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения И ПОМЕХ обгоняемому ТС.
А если объезжая затор, упёрся во встречное ТС? Линия была прерывистая.
Дмитрий, а если уперся во встречное ТС, то такой водитель дебил! Все, кто обгоняет пробку по встречке или по обочине априори моральные уроды, считающие себя лучше тех, кто стоит в пробке. Пример: стоишь ты в магазине на кассе с корзинкой продуктов в очереди. И тут какой-то вася лезет впереди тебя. Твоя реакция? Ну понятно, что ты васю отправишь в конец очереди. Так же должно быть и на дороге.Понятно, что такие водители являются нарушителями ПДД, так еще и по-человечески они хамы.
А если на 1 км вперед затор, линия прерывистая. Объезжая затор что бы повернуть через 100 метром направо водитель тс уперся в тс. Что по законам тут?